Ремонтом и стройкой займутся областные власти?

Ремонтом и стройкой займутся областные власти?

Разговоры о том, что часть полномочий муниципальных властей в сфере строительства и жилищного ремонта областное руководство намерено забрать наверх, идут уже давно. И к этим разговорам люди уже успели привыкнуть. Но вот теперь, похоже, областное правительство решило перейти от слов к делу.

1 марта на совещании с участием заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса в Тосно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил передать с муниципального на региональный уровень вопросы по расселению ветхого и аварийного жилья. Мотивировка была та же, что и обычно: муниципалитеты слишком медленно и неэффективно работают, из-за их нерасторопности и с выделением земли, и с оформлением документов процесс затягивается, несмотря на наличие денег.

Спустя десять дней, 11 марта, А. Дрозденко объявил о том, что в ближайшее время начнется разработка закона, в соответствии с которым вопросы градостроительства будут отнесены к ведению областного, а не муниципального руководства. Необходимость этого объясняется тем, что местные власти при выдаче разрешений не уделяют должного внимания развитию социальной инфраструктуры.
Разработка законопроекта – это уже вполне конкретные шаги. И с учетом общего курса на централизацию, который очевидно присутствует в политической и экономической жизни нашей страны, такой законопроект имеет все шансы стать вполне полноценным законом.

Но принесет ли это пользу людям – тем людям, которых обыкновенно называют простыми? С одной стороны, нельзя не заметить, что упреки губернатора Ленобласти А. Дрозденко вполне справедливы. Действительно, сейчас уже трудно отрицать то, что наличие у муниципальных властей права распоряжаться землей и выдавать разрешения на строительство явилось мощнейшим фактором развития коррупции. Нижний уровень чиновничества получил доступ к финансовым ресурсам, показавшимся им колоссальными, и от этого у многих, как ныне принято говорить, «снесло крышу». Как именно происходит этот «снос», и чем это заканчивается, мы не раз писали на страницах нашей газеты, так что не будем повторяться.

Справедливы также и упреки относительно нерасторопности в таком деле, как расселение ветхого и аварийного жилья. В свое время на общероссийском уровне был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. По 185-у Федеральному закону при соблюдении определенных условий из средств этого Фонда оплачивалось более 90% стоимости расселения тех или иных аварийных или ветхих домов. Муниципальным властям требовалось лишь найти недостающие несколько процентов от всей суммы.

Казалось бы, представилась прекрасная возможность для того, чтобы решить проблемы множества людей, годами, а то и десятилетиями, ждущих улучшения своих жилищных условий. Но на практике, увы, этим шансом воспользовались очень немногие муниципальные власти. Чего тут было больше – коррупции или разгильдяйства, или же вмешались какие-то и вовсе неведомые силы, сказать трудно. Но факт остается фактом: муниципалитетам буквально давали деньги на расселение аварийных и ветхих домов, а многие из них эти деньги… не взяли. Или взяли совсем немного.

Коротко говоря, причины, которыми А. Дрозденко объясняет необходимость своих законотворческих инициатив вполне реальные и серьезные.

С другой стороны, соглашаясь со всеми теми упреками, которые были выдвинуты по адресу муниципальных властей, приходится признать и другое: передача властных полномочий «снизу вверх» может ознаменовать окончательный отказ от политики развития местного самоуправления. Опять все вопросы и проблемы будут решаться через централизацию и усиление государственного контроля. Что, несомненно, может быть эффективно на каком-то этапе, но в стратегической перспективе этот путь едва ли способен привести нас к какому-то серьезному качественному прорыву. Если мы не сможем уйти от командно-административных методов сегодня, то завтра нам от них уходить придется все равно. Все равно придется развивать и местное самоуправление, и принимать усилия для того, чтобы развивалось гражданское общество.

Быть может, просто не пришло время? Все может быть.
Но может быть и так, что мы свое время просто упустим. В очередной раз.

Игорь Попов, "Всеволожский телеграф", №5(11) февраль 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *